Мухаммад ан-Наджи
Некоторые правила похорон
Перевод Э. Р. Кулиева
Нельзя желать себе смерти
Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро» (аллахумма ахйинии ма кяянатиль хайаату хейран лии ва таваффинии иза кяянатиль вафаату хейран лии). Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.[1]
Мудрость этого запрета раскрывается в хадисе, переданном Абу Хурейрой, о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, [со временем] он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, [со временем] он раскается в них». Этот хадис передал аль-Бухари.
Из этого следует, что прожить подольше в этом мире лучше для любого человека. Если он благочестив, то с годами его благих дел станет еще больше; если же он грешник, то, может быть, он покается и встанет на путь повиновения Господу прежде, чем его настигнет смерть.
Долгая жизнь лучше для правоверного
‘Абдуллах ибн Буср рассказывал, что некий бедуин спросил Пророка: «Кто из людей лучше?» Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела».[2]
Признак благого конца
Если человек творил праведные дела до того, как настал его смертный час, то это является одним из признаков того, что он обретет счастье в будущей жизни. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах желает своему рабу добра, то он использует его». Его спросили: «О Посланник Аллаха, как Он использует его?» Он ответил: «Он помогает ему вершить благие дела перед смертью».[3]
Желательно оповещать родственников и друзей о смерти человека
Мусульманские богословы отмечали, что семье умершего мусульманина следует оповестить родственников и друзей покойного, а также праведных мусульман о его смерти, чтобы они могли принять участие в подготовке к похоронам, вместе совершить намаз джаназа по умершему, похоронить его и тем самым заслужить награду Аллаха.
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвестил людям о смерти негуса Эфиопии в тот день, когда тот скончался. Он вышел к людям, построил их в ряд и совершил по нему намаз джаназа. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.
Анас рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знамя нес Зейд и был сражен. Затем его взял Джа‘фар и тоже был сражен. Затем его подхватил ‘Абдуллах ибн Раваха и тоже погиб». В этот момент глаза Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прослезились, а затем он добавил: «Теперь Халид ибн аль-Валид сам взял знамя, и ему удалось добиться успеха».[4]
Имам аль-Бухари поместил этот хадис в главе под названием «Человек должен оповещать семью умершего о смерти».
Ибн Хаджар писал, что Ибн Рашид сказал: «Смысл этого названия в том, что не всякое оповещение о смерти запрещено». Он имел в виду хороший хадис, переданный Ахмадом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, о том, что Хузейфа, когда кто-либо умирал, говорил: «Не разрешайте никому оповещать об этом людей. Я боюсь, что это будет извещением о смерти, а я вот этими ушами слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил извещать о смерти».
Пророк запретил извещать о смерти так, как это делали арабы в доисламские времена невежества. Они отправляли тех, кто приносил весть о смерти, ходить по домам и рынкам и распространять ее среди людей.
Ибн аль-‘Араби сказал: «На основании всех хадисов на эту тему можно сделать три вывода.
Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей.
Во-вторых, нежелательно приглашать людей на поминки.
В-третьих, запрещено возвещать о смерти с криками и плачем и т.п.»[5]
Плач по умершему
1. Анас ибн Малик рассказывал, что они вместе с Посланником Аллаха пришли к Абу Сейфу аль-Кейну, мужу кормилицы сына Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Ибрахима. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял его на руки, поцеловал и понюхал. Затем к в комнату вошли и сподвижники. Тут они увидели, что Ибрахим умирает. Глаза Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прослезились, и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Ты тоже, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это – милосердие, Ибн ‘Ауф». Затем он добавил: «Глаза слезятся, и сердце грустит, но мы говорим только то, чем доволен наш Господь. О Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой».[6]
2. Ибн ‘Умар рассказывал, что, когда Са‘д ибн ‘Убада сильно заболел, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауфом, Са‘дом ибн Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом ибн Мас‘удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Он уже умер?» Они ответили: «Нет еще, о Посланник Аллаха». Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) плачущим, тоже заплакали. Он сказал: «Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит». Тут он показал на язык и продолжил: «Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его».[7]
Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям.[8]
Что касается слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Аллах наказывает вот за это или же милует», то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован.
Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.
О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.п.[9]
Запрещается причитать над покойником с криками и воплем
1. Абу Малик аль-Аш‘ари рассказывал, что Пророк сказал: «В моей общине останется четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами (т.е. с восходом или закатом звезд) и оплакивание покойников». Затем он добавил: «Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой».[10]
Человек, который станет громко рыдать, оплакивая умершего, в Судный день предстанет в одеянии из смолы, которая, как известно, легко воспламеняется. Его тело будет покрыто коростой и паршой, словно на него надет панцирь. Упаси нас Аллах от этого!
2. Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями.[11]
Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы
1. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К нам не имеют отношения те, которые бьют себя по щекам, рвут на себе одежду и призывают, как это делали во времена невежества».[12]
Это означает, что подобное поведение не имеет отношения к исламу и дороге Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но ни коим образом не подразумевает, что все, кто совершают это, перестают быть мусульманами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выразил эту мысль такими словами, чтобы подчеркнуть, как важно остерегаться таких поступков. Это похоже на то, как отец, порицая сына за совершенный им проступок, говорит ему: «Ты не имеешь никакого отношения ко мне, а я не имею отношения к тебе». Это значит лишь то, что сын не пошел по стопам своего отца.[13]Такой оборот принят в арабском языке.
2. Абу Барда рассказывал, что его отец Абу Муса аль-Аш‘ари испытывал сильные боли, и, наконец, потерял сознание. Его голова лежала на коленях одной из женщин его семьи, и он был не в силах что-либо возразить ей. Придя в себя, он сказал: «Я не имею ничего общего с теми, от кого отрекся Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отрекся от тех, которые ревут громким голосом и рвут на себе волосы и одежду».[14]
Что следует делать, когда человек умирает и после смерти
1. Внушать ему произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» (ля иляха илляллах).
Абу Хурейра и Абу Са‘ид аль-Худри рассказывали, что Посланник Аллаха сказал: «Внушайте умирающим из вас произнести слова «нет божества, кроме Аллаха»».[15]
Хузейфа рассказывал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха, и тот сказал: «Тот, чьими последними словами были слова «нет божества, кроме Аллаха», которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в рай».[16]
Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Внушайте умирающим из вас…» означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять ислам.
Внушать произнести свидетельство единобожия надо тогда, когда сам человек не произносит его. Если же он сам поступает так, то нет необходимости напоминать ему об этом еще раз.
Кроме того, делать это надо, когда умирающий находится в сознании. Если же он лежит без сознания, то в этом нет смысла. А если он не в силах произнести эти слова вслух, то может повторять их про себя.
Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы он вник в их смысл и произнес их.
Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельсва, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире.[17]
2. Закрыть ему глаза, когда он умрет.
Пророк вошел в дом Абу Саламы, когда тот скончался. Его глаза были широко раскрыты, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) закрыл их и сказал: «Воистину, когда душа покидает тело, взгляд устремляется вслед за ней».[18]
3. Накрыть тело покойного.
Это делается для того, чтобы люди не видели его исказившегося облика. ‘Аиша рассказывала, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, его тело накрыли полосатым покрывалом.[19]
4. Убедиться в том, что смерть действительно наступила, и поскорее начать приготовления к похоронам.
Родственник, ответственный за похороны, должен как можно скорее совершить омовение трупа и намаз джаназа, а затем похоронить тело усопшего. Спешить с этим следует для того, чтобы тело не успело изменить свой вид,[20]и это является знаком почтения к скончавшемуся мусульманину. Хоронить тело покойного обязательно, потому что Всевышний сказал: «Потом [Аллах] умертвил его (т.е. человека) и предал погребению…» (Сура «Нахмурился», аят 21.) Господь сделал могилу усыпальницей для людей и не отдал их тела на растерзание хищникам и птицам, поэтому могила является одной из многих милостей, которыми Аллах почтил сынов Адама.
5. Выплатить долги за покойного.
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Душа верующего остается связанной его долгом до тех пор, пока его не выплатят».[21]
Это означает, что душа мусульманина будет ожидать своего приговора до тех пор, пока за него не выплатят долг или пока его не простят ему. Все это время она не обрекается на погибель, но и не находит спасения. Это также может значить, что она не может попасть в рай.[22]
Все это относится к тем, кто умер и оставил после себя богатство, из которого можно выплатить его долги.
Если же человек был беден и всей душой желал избавиться от долгов, то всевышний Аллах непременно сам выплатит их за своего раба. То же самое относится к тому, кто был богат и хотел, чтобы его наследники выплатили его долги, но после его смерти они не сделали этого. Абу Хурейра рассказывал, чтоПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто взял чужое имущество, вознамерившись вернуть его, за того его вернет Аллах. А кто взял его, вознамерившись погубить, того погубит Аллах».[23]
6. Произнести молитву истирджа‘.
Желательно, чтобы верующий, когда умирает его родственник или близкий, сказал: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся» (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун). Эта молитва называется истирджа‘.
а) Умм Салама рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если раба Аллаха постигает несчастье, а он говорит: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся. О Аллах, вознагради меня за переживаемое мною несчастье и возмести мне лучшим», – то всевышний Аллах непременно вознаграждает его за это несчастье и дает ему взамен нечто лучшее» (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун – аллахумма аджирнии фии мусыыбатии ва ахлиф лии хейран минха).
Умм Салама сказала: «Когда скончался [мой муж] Абу Салама я сказала то, что велел говорить Посланник Аллаха, и Аллах дал мне взамен лучшего мужа – самого Посланника Аллаха».[24]
б) Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда у раба Аллаха умирает ребенок, всевышний Аллах спрашивает своих ангелов: «Вы прибрали душу ребенка Моего раба?» Они отвечают: «Да». Затем Аллах спрашивает: «Вы забрали цветок его души?» Они отвечают: «Да». Затем Он спрашивает: «Что же сказал Мой раб?» Они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал, что все принадлежат Тебе и к Тебе возвратится». Тогда всевышний Аллах говорит: «Воздвигните для Моего раба дом в раю и нареките его домом славы»».[25]
7. Помолиться за покойного.
Молитва мусульманина за своего брата, если она будет принята, может принести пользу усопшему. Всевышний сказал: «А те, которые придут после них, скажут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (Сура «Сбор», аят 10.)
Пророк Мухаммад сказал: «Аллах отвечает на мольбу мусульманина, который в тайне молится за своего брата. У его головы садится ангел, которому поручено всякий раз, когда тот попросит для своего брата добро, говорить: «Аминь! И тебе того же!»[26]
Еще лучше, если за скончавшегося мусульманина молятся его дети.
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него».[27]
8. Возместить за него пост.
а) ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его родственник».[28]
б) Ибн ‘Аббас рассказывал. что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?» Он спросил: «Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?» Мужчина ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили».[29]
Все это относится к тем случаям, когда человек дал обет держать пост. Только такой пост за покойного должны держать его родственники. А что касается пропущенных по уважительной причине дней месяца рамадан, то за каждый день нужно накормить одного бедняка. Ибн ‘Аббас сказал: «Если человек заболел в рамадане и не постился, а затем скончался, то надо накормить за него бедняков и не держать пост самому. Если же он дал обет поститься, то пост за него должен держать его родственник».[30]
‘Умра рассказывала, что ее мать скончалась, не возместив поста месяца рамадан. Тогда она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее. Она сказала: «Нет, ты должна накормить бедняков половиной са‘ за каждый день».[31]
Этого мнения придерживался и имам Ахмад ибн Ханбаль. В книге «ас-Саиль» (стр. 96) он, опираясь на слова Ибн ‘Аббаса, сказал: «Пост за умершего следует держать только, если он дал обет поститься».
То же самое говорил имам Ибн аль-Кайим. Он писал: «С обязательным постом в месяце рамадан дела обстоят так же, как и с намазом. Никто не может совершать намаз за другого или принять ислам за другого. То же относится и к посту. А что касается обета, то он рассматривается как долг, и человек может держать пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг. Это – тонкости мусульманского права».[32]
9. Выполнить за него данный им обет.
а) Ибн ‘Аббас рассказывал, что Са‘д ибн ‘Убада сказал Посланнику Аллаха: «Моя мать умерла и не выполнила данный ею обет». Он сказал: «Выполни его за нее».[33]
б) Ибн ‘Аббас также рассказывал, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и сказал: «Моя сестра дала обет совершить хадж и умерла». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Если бы у нее был долг, стал бы ты выплачивать его?» Он сказал: «Да». Тогда он сказал: «Так выполни ее обязательство перед Аллахом. Оно еще более заслуживает того, чтобы его выполнили».[34]
в) Ибн ‘Аббас также рассказывал, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, моя мать дала обет держать пост и умерла. Могу ли я поститься за нее?» Он спросил: «Как ты думаешь, если бы у твоей матери был долг и ты бы выплатила его, засчиталось бы это ей?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Так постись за нее».[35]
Большинство мусульманских правоведов, опираясь на хадис о матери Са‘да, считало, что если человек дал обет сделать пожертвование, то его обязательно нужно исполнить после его смерти на деньги из его наследства, даже если он сам не завещал этого. Если же он дал такой обет во время болезни, от которой скончался, то для его исполнения нужно расходовать деньги из одной трети его наследства, завещанной им определенным лицам.[36]
Что же касается прочих обетов, таких как обет совершить хадж, держать пост, сделать доброе дело, освободить раба или уединиться на несколько дней в мечети, то родственники не обязаны исполнять их после смерти самого человека, хотя это и желательно. Причина этого в том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отметил сходство между такими обетами и долгом, а, как известно, наследники не обязаны выплачивать долг умершего, если только он сам не завещал сделать это из определенной части его имущества.
Все это ни коим образом не касается обетов совершить намаз, потому что один человек не имеет права молиться за другого. Об этом говорили Ахмад, Малик, аш-Шафи‘и.[37]
Обет за умершего может исполнить не только самый близкий родственник, но и другой человек, так же как он может выплатить за него его долги. Такой обет тоже будет засчитан, во-первых, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел аналогию между обетом и долгом; а во-вторых, потому что исполнение обета за покойного является добровольным как для близкого родственника, так и для другого человека.[38]
10. Раздать от его имени милостыню.
Если люди раздают милостыню от имени покойного, то она приносит ему пользу, особенно, если это делают его дети.[39]
а) ‘Аиша рассказывала, что некий мужчина сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Моя мать умерла внезапно и не оставила завещания. Я думаю, что если бы она смогла что-либо сказать, то велела бы раздать милостыню. Получит ли она [и получу ли я] вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да, раздай милостыню от ее имени».[40]
б) Ибн ‘Аббас рассказывал, что, когда у Са‘да ибн ‘Убады скончалась мать, его не было рядом. Тогда он сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха, моя мать скончалась, когда меня не было рядом. Принесет ли ей пользу то, что я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да». Тогда Са‘д сказал: «Так будь же свидетелем, что я отдаю мой плодоносный сад в качестве пожертвования от ее имени».[41]
Когда человек может получить награду после смерти
Если мусульманин совершает праведные дела, то его родители [, если они были мусульманами и воспитывали своих детей в духе покорности Аллаху, – К.Э.] тоже получают такую же награду, причем награда самих детей от этого ничуть не уменьшается. Причина этого в том, что дети являются плодом воспитания и усердия своих родителей, а великий и могучий Аллах сказал: «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…» (Сура «Звезда», аят 39.)[42]
‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое прекрасное, что ест человек, – это то, что он заработал сам. Ребенок – это тоже его заработок».[43]
[Таким образом, покойный получает награду или облегчение после смерти только в следующих случаях: если за него молятся верующие; если за него держат пост, исполняя данный им обет; если возвращают его долг; если его дети совершают благочестивые дела и если люди извлекают пользу из того, что он сделал еще при жизни.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми завещал освободить от его имени сто рабов. Его сын Хишам освободил пятьдесят рабов. Другой его сын ‘Амр также хотел освободить пятьдесят рабов, но решил сначала спросить об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . Он пришел к нему и сказал: «О Посланник Аллаха, мой отец завещал освободить от его имени сто рабов, и Хишам уже освободил пятьдесят из них. Я должен освободить еще пятьдесят. Могу ли я сделать это за моего отца?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если он был мусульманином, и вы освободили раба, или раздали милостыню, или совершили паломничество от его имени, то награда дойдет до него».[44]
Абу Хурейра рассказывал, что некий мужчина сказал Пророку : «Мой отец умер и оставил после себя наследство, но не оставил завещания. Простятся ли ему грехи, если я раздам милостыню от его имени?» Он ответил: «Да».[45]
Абу Хурейра также рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него».[46]
Он также рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, который он оставил в наследство; мечеть или дом для путников, который он построил; река, которой он проложил дорогу; и доброе дело, которое он сделал при жизни, будучи в полном здравии. Награда за все это дойдет до него и после смерти».[47]
Джарир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проложил в исламе путь доброму делу, тот получит свою награду и награду всех, кто будет поступать таким образом после него, причем их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто проложил в исламе путь скверному поступку, на того ляжет его грех и грехи всех, кто станет поступать таким образом после него, причем их грехи от этого ничуть не убавятся».[48]
Об этом сказал великий Аллах: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя». (Сура «Йа Син», аят 12.)
Эти хадисы ни коим образом не противоречат словам всевышнего Аллаха «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…» (Сура «Звезда», аят 39.)
Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (стр. 5/390) сказал, что этот аят имеет общий смысл, а перечисленные нами хадисы являются частным исключением, что вполне приемлемо в шариате. Однако имам аш-Шаукани в книге «Нейл аль-Аутар» (4/79) писал: «Все хадисы на эту тему показывают, что награда достается людям после смерти только, если благие дела совершены их детьми. Как известно, дети являются результатом усердия самого человека, и поэтому нет необходимости говорить о частном исключении. Что же касается других людей, помимо детей, то из аятов Корана ясно, что награда за их благодеяния не доходит до покойных. Она достается лишь тем, кто совершает их. Чтобы говорить обратное, нужны конкретные доказательства».
Аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салам в собрании своих фетв (24/2) писал: «Если человек совершил благодеяние, а затем подарил награду за него живому или мертвому, то она не дойдет до того человека, потому что Аллах сказал: «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…»».
Имам Ибн Касир в толковании этого аята (4/328) писал: «Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят, аш-Шафи‘и и его ученики говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они бы совершали это раньше нас». Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского толка, о чем писал аз-Забиди в книге «Шарх аль-Ахйа» (10/369).
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в книге «аль-Ихтийарат аль-‘Илмийа» (стр. 54) писал: «Праведные мусульмане не имели обычая, совершая добровольный намаз, соблюдая добровольный пост либо совершая добровольное паломничество, дарить свою награду покойным мусульманам. Мы не должны уклоняться от их пути, потому что он самый правильный и самый совершенный». – К.Э.]
Желательно приготовить еду для семьи покойника
Именно так следует поступать в соответствии с законами шариата. Насколько же сбились с прямого пути люди, обычаи которых побуждают и без того опечаленную и удрученную семью покойного готовить еду для других людей.
‘Абдуллах ибн Джа‘фар рассказывал, что, когда погиб его отец, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду, потому что они сейчас озабочены».[49]
Аш-Шафи‘и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это – сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда до него дошла весть о гибели Джа‘фара».[50]