[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Ислам » Вероубеждение » Фатва о лечении бесплодия (ПРИМЕНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛЕ)
Фатва о лечении бесплодия
UmmIbrahimДата: Пятница, 02.01.2009, 23:20 | Сообщение # 1
Muslima wal'hamduliLLAH!
Группа: Администраторы
Сообщений: 26
Репутация: 2
Статус: Offline
Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.

Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению – удел людей богобоязненных и стойких в вере. Даже пророки и праведники не избежали подобных испытаний и искушений: Пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, как и мать пречистой девы Марии вплоть до преклонного возраста не имели детей. Но бездетность – это знак, за которым приходит утешение, ибо благоволение Милостивого Творца обещано тем, кто выдерживает Его испытания без уныния и отчаяния. Пример тому – появление благородного потомства у Авраама (мир ему) и у матери девы Марии.[1]

Однако «Аллах желает для вас облегчения, и не желает затруднения для вас» (Св. Коран, 2:185). Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение его жизни. Исходя из этого, исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия.

Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лечитесь, рабы Аллаха! Господь создал недуги, – и лекарства от них. Лишь старость – недуг неизлечимый»[2].

В случае, если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и, с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов, имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения.[3]

Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам)[4], ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.

Использование донорских гамет приводит к нарушению как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Исламские богословы и правоведы при рассмотрении данного вопроса проводят аналогии с проблемой усыновления и грехом прелюбодеяния.

Священный Коран запрещает усыновление, когда приемные дети берут фамилию неродного отца: «[Аллах] не сделал ваших приемных сыновей вашими [родными] сыновьями. Это только слова из уст ваших… Обращайтесь к ним по отцам их. Это пред Богом справедливей. А если их отцы вам не известны, [зовите их] своими братьями по вере и ближайшими друзьями[5]» (Св. Коран, 33:4, 5).

Использование экстракорпорального оплодотворения с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины вводятся сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.

Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные, с точки зрения врачей, человеческие эмбрионы из числа полученных в результате внетелесного оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению. Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?

Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране, в котором свыше 1400 лет назад, задолго до современных достижений медицины и генной инженерии, Единый Бог дал человеку знание о тайне зарождения человеческой жизни.

Единственный и Всемогущий Творец всего сущего говорит в Своем Откровении:

«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, в Конце Света], то [вспомните, что] Мы сотворили вас из земли, потом – из [капли]

семени, потом – из сгустка крови, потом – из кусочка плоти, частично сформированного, частично бесформенного, чтобы разъяснить вам [эту тайну]. И, по воле Нашей, то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок. Затем выводим вас [из материнского чрева сформировавшимся] младенцем…» (Св. Коран, 22:5).

«Истинно, Мы сотворили человека [Адама] из квинтэссенции глины; затем Мы поместили его [человека] в виде капли семени в надежное, защищенное место;[6] затем Мы создали из этой капли сгусток крови, из сгустка крови потом создали кусочек плоти. Потом Мы сделали [этот] кусочек плоти костями и облекли их мясом. Затем Мы вырастили его [человека] как новое создание[7]. Благословен Аллах, Наилучший Творец!» (Св. Коран, 23:12-14).

Пророк Единого Бога Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), получивший знание от Пославшего его, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет к нему ангела, который вдувает в него душу» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).[8]

Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает душу и жизнь. С этого времени статус эмбриона человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся живым существом.

Все исламские богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением. Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:

- изначально необходимо оплодотворять, по возможности, минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным;

- если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом естественной остановки деления клеток, и без какого-либо дальнейшего использования;

- использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается.[9]

Что касается случаев многоплодной беременности женщин[10], когда, согласно медицинским показаниям, необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости.

В то же время, в мнениях богословов разных мазхабов имеются некоторые нюансы.

Факихи ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что аборт до указанного срока допустим лишь в крайнем случае.

Факихи маликитского мазхаба считают, что аборт нежелателен даже в первые сорок дней после зачатия.

Факихи-шафииты допускают аборт в первые сорок дней с момента зачатия, если на то есть обоюдное согласие супругов и предполагаемая операция не скажется отрицательно на способности супруги к деторождению; по истечении сорока дней со времени зачатия аборт категорически запрещен.

Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство. По единогласному мнению (иджма‘) всех мусульманских богословов, прерывание беременности на любой ее фазе нежелательно. Однако, согласно шариатскому принципу «необходимость делает запретное разрешенным», в случаях крайней необходимости, например, когда возникает угроза жизни матери, есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни, прерывание беременности возможно.[11]

Одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий является так называемое «суррогатное» материнство[12]. В этой связи, исламские богословы обращают внимание на то, что при привлечении к рождению ребенка третьего человека (помимо отца и матери), материнские функции разделяются между двумя женщинами: биологической матерью (чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребенка и которая воспитывает его после рождения) и «суррогатной» матерью (которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребенка в течение года и более). Согласно Священному Корану, именно последнее определяет женщину как мать:

«Мы завещали человеку [благодарность] к родителям своим. [Во чреве] носит его мать, за тяжестью испытывая тяжесть. И от груди в течение двух лет не отлучает…» (Св. Коран, 31:14);

«Мы завещали человеку благодетельствовать к родителям своим. Мать носит с трудом его во чреве и с трудом на свет выносит. Ношение его и отлученье от груди – тридцать месяцев…» (Св. Коран, 46:15).

Таким образом, использование метода «суррогатного» материнства порождает проблему определения истинной матери ребенка, что имеет духовно-религиозные, этические и правовые аспекты.

Кроме того, факихи отмечают возможные нежелательные последствия широкого использования данного метода: материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, смогут иметь до двенадцати детей в год, так как в здоровом женском организме ежемесячно вырабатывается готовая к зачатию яйцеклетка, и т.д.

Однако, исходя из стремления облегчить жизнь человека – дать бесплодным женщинам возможность ощутить радость материнства – и создать бездетным супружеским парам условия для продолжения рода, в случае, если для бездетной семьи это является единственной и последней возможностью завести ребенка, исламские богословы допускают использование метода «суррогатного» материнства. В этом случае необходимо соблюсти следующие обязательные требования:

- женщина-донор («суррогатная» мать) должна быть замужней;

- согласие мужа женщины, решившей вынашивать чужого ребенка, обязательно;

- перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать три менструальных цикла (около трех месяцев), не имея половых сношений с супругом, для того, чтобы убедиться в отсутствии внутрисемейной беременности;

- все материальные расходы (питание, лекарства и т.д.) женщины-донора в период беременности (девять месяцев), в послеродовой период (около сорока дней) и т.д. несет отец вынашиваемого ребенка;

- на родившегося ребенка и на женщину, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогично запретам, касающимся матери и ребенка;

- женщина, выносившая ребенка, имеет право настоять на том, чтобы младенец был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физические страдания и воспрепятствовать вскармливанию ребенка искусственным молоком.[13]

Применяя вспомогательные репродуктивные технологии для преодоления бесплодия, необходимо понимать, что стремление иметь ребенка любой ценой, истощение женского организма многочисленными медицинскими стимуляциями есть проявление человеческого эгоизма и чревато негативными последствиями для здоровья женщины. При этом важно учесть, что методы вспомогательных репродуктивных технологий разработаны современной медициной совсем недавно. Ещ не определены отдаленные последствия их применения: не будут ли дети, родившиеся от бесплодных родителей в результате медицинского вмешательства, сами страдать бесплодием, ведь самые старшие из детей, рожденных с помощью этих технологий, только вступают в детородный возраст, никто из них еще не имел своих детей.

Великая мудрость заключена в словах Священного Корана: «Аллаху принадлежит власть над небесами и Землей. Он творит все, что пожелает. Дарует Он, кому пожелает, [только] девочек и дарует, кому пожелает, [только] мальчиков, или объединяет[14] [в одной семье рождение] мальчиков и девочек, или же делает, кого пожелает, бесплодным. Истинно, Он – Всезнающий, Всемогущий!» (Св. Коран, 42:49, 50).

Соблазн излишнего вмешательства в законы, установленные Творцом, есть результат наущений отверженного и проклятого Сатаны, ибо сказано было им: «Воистину, я [Сатана] буду многократно приказывать им [людям], и они будут изменять творения Господа» (Св. Коран, 4:119). Вот назидание Господне для людей, обладающих разумом: «Появилось нечестие [порок] на земле и на море как последствие деяний рук человеческих, чтобы вкусили они часть [зла], которое сотворили. Возможно, они обратятся [к Богу и будут разумно относиться к Его дарам] (Св. Коран, 30:41).

Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на земле.

[1] Имеется в виду рождение Исмаила и Исаака, а также девы Марии, матери Иисуса.

[2] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 196, хадис № 3271, «сахих». Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима, Ахмада и Ибн Хаббана.

[3] Экстракорпоральное оплодотворение – внетелесное, так называемое «искусственное» оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом вне женского организма, осуществляемое при различных формах бесплодия.

[4] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2649; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 567.

[5] В кораническом тексте употреблено арабское словосочетание «маваликум» (مواليكم), имеющее множество смысловых оттенков. Согласно комментарию богословов, в данном контексте оно равнозначно слову «авлияукум» (أولياؤكم), которое переводится как «наиболее близкие вам, родные вам люди» (ср., например, «валиюлла» (ولي الله), «авлияулла» (أولياِء الله) – «приближенный к Богу [, благодари своей праведности и богобоязненности])».

[6] Т. е. во чрево матери.

[7] Имеется в виду новое качественное состояние эмбриона после обретения им души.

[8] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

[9] Подробное заключение по данному вопросу дано в документе № 6/6/57 богословской конференции, проходившей 14-20 марта 1990 года в Джидде (Саудовская Аравия). См. также: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 5180, 5181.

[10] При многоплодной беременности в полости матки женщины развиваются несколько самостоятельных эмбрионов. При применении метода экстракорпорального оплодотворения также возможен перенос в полость матки нескольких эмбрионов, чтобы в случае неудачного исхода не проводить повторной операции по переносу нового эмбриона.

[11] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2646-2648.

[12] «Суррогатное» материнство – способ преодоления бесплодия женщины, которая сама не может выносить и родить ребенка (в связи с отсутствием матки, привычным невынашиванием). В этом случае яйцеклетка бесплодной женщины, оплодотворенная спермой ее мужа, вводится в матку женщины, способной выносить и родить ребенка («суррогатной», «вспомогательной», «заменяющей» матери).

[13] Указанные требования сформулированы в заключении исламской богословской конференции, проходившей 11-16 октября 1986 г. в Аммане (Иордания). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 5099, 5100; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 567-574.

[14] Глагол «завваджа» (زوّج), использованный в кораническом тексте, означает «объединять», «соединять». Поэтому в аяте может подразумеваться как «объединение» разнополых плодов в утробе матери (например, двойня), так и последовательное рождение в семье сыновей и дочерей


 
Форум » Ислам » Вероубеждение » Фатва о лечении бесплодия (ПРИМЕНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛЕ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: