Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха.
Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме
Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад - Его
раб и посланник. А затем: Аллах Всевышний порицал народы,
которые чаялись и питали далекие надежды в мирском, что отвлекало их от
полезных дел для будущей жизни. Смерть настигла их внезапно, и они не
успели опомниться. В этот момент они желали лишь одно; Ах если бы
продлить немного срок жизни, чтоб наверстать упущенное, но, увы…
Аллах Всевышний сказал: “Неверующие непременно пожелают оказаться
мусульманами. Оставь их, пусть они едят, пользуются благами и
увлекаются чаяниями. Скоро они узнают” (аль-Хиджр, 2-3). Под чаянием понимается, неустанная забота о бренном мире, всецело отдаваясь ему, часто отворачиваясь от будущей жизни.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам,
что у многих людей надежды и чаяния намного длинней, чем предписанный
им срок жизни. Передается что Анас ибн Малик, да будет
доволен им Аллах, сказал: “Однажды Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, начертил несколько линий и сказал: “Это - надежды
человека, а это - его срок (предписанный срок жизни человека), и в то
время, как находится он в подобном положении (т.е. когда он надеется на
что-то), неожиданно подходит к нему ближайшая линия (короткая линия его
жизни)” (аль-Бухари в “Сахихе”, 6418). Однако
поразительно положение потомка Адама - человека, чем больше он
приближается к концу своего пути, тем больше он связывает надежд с этим
бренным миром и старается их осуществить, и не убережется от этого
никто, кроме того, кого уберег Аллах, а их очень мало.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я
слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал: “Сердце старика продолжает оставаться молодым в двух
отношениях: в том, что касается любви к миру этому, и в том, что
касается больших надежд”" (аль-Бухари в “Сахихе”, 6420). Человек неразъединим со своими надеждами. Не питай человек надежд и жить было бы наверное не интересно.
Ибн Хаджар Аскалани писал: “У надежды есть один секрет. Если бы не
надежда, то никто бы не испытывал интереса к жизни и не склонилась бы
сущность человеческая к совершению каких либо дел для этого бренного
мира. Порицаемым же в этом являются далёкие, несбыточные надежды и
отсутствие подготовки к будущей жизни. Тот, кто может избежать этого,
тот не обязан полностью отказаться от надежд” (“Фатх аль-Бари” 11/237).
Разумным является тот, кто не обольстился несбыточными
надеждами и не забыл о блаженной обители, обещанной Аллахом для Своих
рабов. Аллах Всевышний сказал: “Каждая душа вкусит смерть, но только в
День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от
Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь всего лишь
наслаждение обольщением” (аль Имран, 185). Сообщается,
что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
“Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
взял меня за плечо и сказал: “Будь в этом мире таким, будто ты
чужеземец или путник”". Передатчик этого хадиса сказал, что Ибн Умар,
да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: “Если ты дожил до
вечера, то не жди, что доживёшь до утра, а если ты дожил до утра, то не
жди, что доживёшь до вечера, и бери у твоего здоровья то, что
пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни - то, что пригодится для
твоей смерти”. Имам ат-Тирмизи добавил: “Смотри на себя как на
обитателя могилы, ведь ты не знаешь о Абдуллах, что тебя ждет завтра”
(“Сунан” имама ат-Тирмизи, 4/568). Ибн Раджаб
аль-Ханбали сказал: “Этот хадис, является основой в указании на то, что
не следует возлагать больших надежд. Верующему не подобает брать этот
бренный мир своим единственным пристанищем, ему следует находиться в
нем как путнику, готовящемуся к скорому путешествию” (Книга “Джами
аль-Улюм аль-хикам” стр. 377). Рассказывается, что
однажды один мужчина зашел в дом Абу Зарра, да будет доволен им Аллах,
и сказал, осматриваясь внутри: “О Абу Зарр, где же предметы домашнего
быта?” Абу Зарр сказал: “Ты знаешь, у меня есть дом, в направлении
которого я следую”. Мужчина продолжил: “Но послушай, ведь пока ты
здесь, должно же что-то быть?” Абу Зарр сказал: “Хозяин этого дома, не
позволит нам в нем долго оставаться” (Книга “Джами аль-Улюм аль-хикам”
стр. 377). Передается от Хасана, да будет доволен им
Аллах, что когда наступил последний час жизни Салмана аль-Фариси, да
будет доволен им Аллах, то он заплакав сказал: “Поистине посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с нами
договор, но мы оставили его. Он повелел нам, чтоб наш мирской багаж не
превышал багажа путника”. Мы посмотрели (говорит Хасан) на то, что
осталось после Салмана и нашли лишь несколько вещей, общая цена которых
была 20-30 дирхамов (Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” 5/438. Ибн Хиббан
назвал этот хадис достоверным, 2480). Разумному человеку стоит задуматься о своей жизни, ведь может быть, ему осталось совсем немного прибывать в этом бренном мире.
Ибн Кайим аль-Джавзия говорил: “То, что миновало от прожитой жизни,-
это мир несбывшихся грёз, то, что осталось от этого мира,- это мир
надежд и мечтаний. Между ними же и теряется время” (“Надрату ан-наим”,
10/486). Большие надежды и несбыточные мечты, порождают
леность в поклонении, оттягивание покаяния, желание этого мира,
забывчивость о мире будущем, чёрствость сердца, потому что оно
становиться мягким и чувствительным, когда вспоминает о смерти, о
могиле, о наказании и трудностях Судного дня. Аллах
Всевышний сказал: “Разве не пришло время для того, чтобы сердца
верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из
истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано
прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие
из которых являются нечестивцами?” (аль-Хадид, 16). Али
ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Этот бренный мир
проходит, жизнь будущая наступает, и та и другая имеет своих потомков.
Будьте же из потомков будущей жизни и не будьте потомками бренного
мира. Сегодняшний день, это время совершения дел, но нет (сегодня)
расчета, а вот завтра расчет, но уже не будет возможности совершать
дела” (аль-Бухари в “Сахихе”, 6416). Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. http://www.tawhid.ru
|