Bсе что происходит во вселенной происходит только лишь с соизволения Аллаха, как сказал Аллах:
«Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров!» (Скручивание 81: 27-29).
Всевышний Аллах связал следование прямывм путем с желанием самого человека, однако
после этого сразу же сказал,что желание человека связано с желанием самого Аллаха, т.е. человек ничего не сможет сделать без воли Аллаха, однако Аллах дал выбор человеку и не принуждает его ни к чему! И довод этому также и другой аят:
«Скажи: "Истина — от Господа вашего. Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует!» (Пещера 18: 29).
Поэтому мы не просто можем, но и обязаны создавать причины! Иман - это причина, которая спасет нас от Ада и заслужит Рай.
Ты болеешь, что делаешь? Создаешь причину, начинаешь принимать лекарства и т.д. Ты голодный, что делаешь? Начинаешь создавать причину, а это - еда. Ты мерзнешь, что ты делаешь чтобы согреться? начинаешь создавать причину - одеваться теплее, пить горячий чай и т.д. Ты хочешь избежать гнева и наказания Аллаха, что нужно для этого? Создать
причину - выполнять веления Аллаха и сторониться Его запретов. И таких примеров множество. Но даже выполнив все эти причины, то что человек имеет ПРАВО и ВЫБОР, разве результат всегда однозначен?! Конечно же нет! Разве каждый кто мерзнет если выпьет чай или укутается согреется? Нет! Разве каждый кто принимает лекарства может вылечиться?! Нет! Поэтому мы и говорим, что мы должны создавать лишь причины и
правильные причины, так как причины могут быть не правильные, а результат воздействия этих причин только у Аллаха, и Он не дал результат в руки Своих рабов,как дал им возможность создавать причины.
Хороший пример этого приводится в хадисе от Абу Хурайры, который рассказывал:
"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не говорит: "Я вырастил”, - но говорит: "Я посеял”». И Абу Хурайра добавил:
"Разве вы не слышали слова Аллаха Великого и Всемогущего: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?»(Событие 56: 63 - 64). аль-Баззар 1289, ат-Табари 27/114. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 2801.
Это очень великий хадис и в нем как раз говорится о том, о чем идет речь, т.е. пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил связывать себя с результатом, а именно говорить: "Я вырастил", так как это результат, который никак не зависит от человека, ибо не все что сажают вырастает! Однако велел говорить: "Я посеял", т.е. упоминать саму причину, которую сделал человек, на что у него есть воля и способность.
Поэтому нет ничего страшного в том, что бы говорить: "Мы создаем причины" не говоря уже о том, что бы в этих словах был ширк!
Это как в известном хадисе, который передал Анас, что однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
"О посланник Аллаха, мне привязать (верблюда) и уповать на Аллаха, или же отвязать и уповать?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Привяжи и уповай!» ат-Тирмизи 2517. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Т.е. создай причину, а затем уповай на Аллаха! Более того,
многие имамы считали проявлением нововведения уповать на Аллаха без создания причин, так как нет и не было никого, чье упование на Аллаха было сильнее, чем у пророка (мир ему и благословение Аллаха), но вместе с этим он всегда создавал причины!Уа-Ллаху а'лям.
salaf-forum.ru