Разрешается ли придерживать товар до подорожания?
Подобный поступок в шариате называется "ихтикар". Передают, что Мамар
б. Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Только грешник придерживает товар до подорожания».
Этот хадис передал Муслим. Из этого предания следует, что любой
товар запрещается придерживать до подорожания. Однако религиозное
предписание по этому поводу нуждается в дополнительном разъяснении.
Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,
раздавал каждой из своих жен по сто васков сухих фиников из Хейбара.
Ибн Раслан сказал, что таким образом они запасались пропитанием на
целый год. Имам Муслим сообщил, что Саид б. аль-Мусайаб придерживал
товар. Когда же его спросили об этом, он сказал, что Мамар б. Абдуллах
тоже поступал так. Ибн Абд аль-Барр и другие комментаторы сообщили, что
они придерживали растительное масло. Следовательно, ранние
мусульмане считали, что товар запрещается придерживать до подорожания
только тогда, когда люди нуждаются в нем. Этого мнения придерживались
Абу Ханифа, Абу Йусуф, аш-Шафии и другие. Аль-Аузаи считал, что
запрещается придерживать товар до подорожания тому, кто ходит по рынкам
и скупает товар, в котором нуждаются люди для того, чтобы цена на него
выросла. Ас-Сабаки сказал, что если торговец придерживает товар тогда,
когда жители города не нуждаются в нем, чтобы продать его тогда, когда
появится спрос на него, то подобный поступок должен не порицаться, а
поощряться. Таким образом, запрещается придерживать товар только
в том случае, если торговец намеревается искусственно создать дефицит и
спровоцировать подорожание цен. А лучше всего об этом известно Аллаху! Э.Кулиев 30 апреля 2004 г.
Разрешается ли вести торговлю с тем, кто приобрел деньги или товар незаконным путем?
Если известно, что торговец продает товар, приобретенный иным
незаконным путем, то приобретать его запрещено, потому что он не
является его истинным владельцем. Владение товаром является одним из
условий законности сделки, и в пользу этого свидетельствуют Коран,
Сунна и здравый смысл. В Священном Коране сказано: «О те, которые
уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а
только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса, 29).
Совершенно ясно, что если вещь украдена или отнята насильно, то хозяин
не расстался с ней по своему согласию. Доводом из Сунны является
хадис Хакима б. Хизама о том, что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: "Не продавай то, чего у тебя нет". Этот
хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа,
аш-Шафии, Ибн аль-Джаруд и др. Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а
аль-Албани в книге "Ирва аль-Галиль" – достоверным. В нем содержится
запрет на торговлю товаром, которого нет в наличии или который не
принадлежит человеку по праву. Что же касается здравого смысла,
то каждому благоразумному человеку понятно, что, приобретая украденную
вещь, покупатель помогает преступнику и способствует распространению на
земле смуты и беззакония. Всевышний Аллах же сказал: «Помогайте друг
другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в
грехе и несправедливости» (аль-Маида, 2). Следовательно, если
покупатель приобрел товар у торговца, после чего узнал о том, что он
был украден, то их сделка аннулируется. Если ему известен истинный
владелец украденной вещи, то он должен вернуть ему ее, а продавец
обязан возместить ему убыток. Теперь рассмотрим другой случай –
когда покупатель приобретает товар на деньги, приобретенные незаконным
путем. Богословы высказывали по этому поводу разные мнения, но самым
достоверным из них является то, что если продавцу известно, что они
добыты незаконным путем, то он не имеет права заключать сделку. Такой
покупатель является преступником, и относиться к нему следует так,
чтобы он раскаялся и отказался от покушения на чужую собственность.
В то же время, если продавец или покупатель известны тем, что
зарабатывают нечестным путем, но в конкретной ситуации нельзя
утверждать, что предлагаемые ими товар или деньги приобретены
незаконным образом, то с ними можно заключить сделку. Аль-Бухари
передал со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, купил
у иудея зерно в кредит и оставил в залог железную кольчугу. Известно
также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки от
людей Писания и язычников, несмотря на то, что они часто занимались
ростовщичеством и зарабатывали нечестным путем. А лучше всего об этом
известно Аллаху. Э.Кулиев 20 июля 2004 г
Можно ли продавать или покупать собак?
Богословы не единодушны по этому поводу. Большинство правоведов
считали, что продавать собак категорически запрещено при любых
обстоятельствах. Они опирались на хадис Абу Масуда аль-Ансари о том,
что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил
продавать собак, давать плату блудницам и вознаграждать предсказателей.
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В то же время другие
богословы считали, что исключением из этого правила являются обученные
и охотничьи собаки. Этого мнения придерживались, в частности, Ата и
Ибрахим ан-Нахаи. Оно опирается на хадис, рассказанный со слов Джабира,
о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил
продавать собак, кроме обученных. Его передали Ахмад и ан-Насаи. Одним
из рассказчиков этого хадиса был аль-Хусейн б. Абу Хафса. Йахйа б. Маин
не принимал его хадисы во внимание. Ахмад считал его слабым
рассказчиком. Однако этот хадис подтверждается похожим хадисом,
рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором говорится, что посланник
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать собак, кроме
охотничьих. Его передал ат-Тирмизи. Поэтому аль-Албани назвал оба
хадиса хорошими. См. “Сахих аль-Джами ас-Сагир” (6946), (6947).
Поэтому, согласно наиболее правильному мнению, покупать и продавать
разрешается только охотничьих или обученных собак. А лучше всего об
этом известно Аллаху! Э.Кулиев Баку, 9 апреля 2004 г.
Разрешается ли работать с неверующими?
Вне всякого сомнения, мусульманин должен стараться найти работу в среде
верующих, общение с которыми укрепляет веру и способствует обретению
довольства Аллаха. Но если он не в состоянии найти такую работу, то ему
позволено устроиться на работу с неверующими при выполнении двух
основных условий. Во-первых, эта работа должна быть дозволенной и не
должна подталкивать его на совершение грехов. Во-вторых, он должен не
испытывать к ним любви и при общении с ними соблюдать правила этикета.
Он не должен приветствовать их миром и присутствовать на их похоронах,
отмечать их праздники и поздравлять их с ними и т.п. Напротив, он
должен призывать их на путь Господа всем своим поведением, а также
мудрыми проповедями и добрыми увещеваниями. Помочь же в этом может
только Всемогущий Аллах. Э.Кулиев 2 августа 2004 г.
Можно ли покупать товары в кредит?
Шариат допускает приобретение товаров в кредит, однако при этом цена
товара должна быть твердо оговорена, и начисление пени за просрочку
выплаты категорически запрещается. Аль-Хаким передал со слов Аиши
достоверный хадис о том, что у Пророка, мир ему и благословение Аллаха,
была грубая и плотная одежда, и как-то раз она сказала ему: «Посланник
Аллаха! Твоя одежда грубая и толстая. Ты в ней потеешь, и она отягощает
тебя. Такой-то привез одежды из Шама. Почему тебе не послать к нему
кого-нибудь и не купить у него одежду в кредит, пока у тебя не появится
возможность расплатиться с ним?» Он отправил к нему посланца, но купец
сказал: «Я знаю, чего добивается Мухаммад. Он хочет заполучить от меня
одежду и промедлить с выплатой денег». Вернувшись к Пророку, мир ему и
благословение Аллаха, посланец рассказал ему о случившемся. В ответ он
сказал: «Он солгал. Они знают, что я – самый богобоязненный и самый
надежный среди людей». Этот же хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмизи.
Следует знать, что цена товара, продаваемого в кредит, может превышать
цену, по которой он продается при наличном расчете. Например,
автомобиль, предлагаемый при наличном расчете за 5000 долл. США,
разрешается продавать в кредит за 6000 долл. США, и подобные сделки не
считаются ростовщичеством. Однако, если покупатель договорился с
продавцом о приобретении конкретного товара, но делает выбор между
наличным расчетом или приобретением товара в кредит, то он обязан
принять окончательное решение до того, как расстанется с продавцом. В
противном случае стороны обязаны сойтись на той сумме, которая является
меньшей. Например, если покупатель выбрал автомобиль, за который он
должен либо заплатить 5000 долл. США наличными, либо 6000 долл. США в
кредит, то он должен определиться до того, как расстанется с продавцом.
В противном случае стороны фактически заключат две сделки в одной,
потому что расстанутся до того, как полностью оговорят условия сделки.
Ахмад и другие передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир
ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. В
версии Абу Давуда говорится: «Кто заключил две сделки в одной, тот
должен довольствоваться низкой ценой, дабы не совершить лихоимство».
Ат-Тирмизи разъяснил, что в этом хадисе имеется в виду сделка,
описанная нами выше. У него есть и другие толкования, которые также
являются справедливыми. А лучше всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 31 марта 2005 г.
Можно ли рассчитывать бизнес-план проекта, предусматривающий получение процентного кредита?
Всевышний запретил мусульманам заниматься ростовщичеством и иметь к
нему какое-либо отношение. Коран по этому поводу гласит: «Аллах
уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких
неблагодарных (или неверующих) грешников» (аль-Бакара, 276); «О
те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть
лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете
этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну»
(аль-Бакара, 278-279). Ахмад и Муслим передали со слов Джабира,
что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах
проклял тех, кто пожирает и выплачивает лихву, и тех, кто является
свидетелем этого и записывает это, причем все они совершают одинаковый
грех». Таким образом, если в бизнес-плане находят отражение
финансовые операции, связанные с получением и выплатой процентного
кредита, то составлять такой бизнес-план запрещено, даже если сам
бизнес-проект является дозволенным с точки зрения шариата. А лучше
всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 7 апреля 2005 г.
Разрешается ли обменивать одну овцу на две овцы?
Между учеными нет разногласий относительно законности такой сделки,
если обмен осуществляется сразу при заключении сделки. Это значит, что
разрешается обменять, например, одного верблюда на одного из двух
верблюдов, или на одну или двух коров. В «Сахихе» Муслима приводится
рассказ Джабира о том, что к Пророку пришел раб и присягнул ему на
верность, поклявшись совершить хиджру. Пророк не знал, что это
невольник, а спустя некоторое время к нему пришел его хозяин и
потребовал своего раба назад. Пророк выкупил его за двух черных рабов,
но после этого он не принимал присяги до тех пор, пока не спрашивал:
«Является ли этот человек рабом?» В четырех «Сунанах» и «Муснаде»
Ахмада приводится хадис Джабира о том, что Пророк обменял одного раба
на двух рабов. Но если стороны договариваются обменять животных,
и одна из них собирается выполнить свои обязательства в будущем, то
богословы высказывали разные мнения по этому поводу. Большинство, в том
числе имам аш-Шафи‘и и Исхак, разрешали обменивать животных в кредит,
независимо от того, принадлежат они к одному виду или к разным видам.
Сообщается, что этого мнения придерживались ‘Али б. Абу Талиб,
‘Абдуллах ибн ‘Умар, Са‘ид б. аль-Мусайяб, Ибн Сирин, аз-Зухри и др. В
пользу такого суждения свидетельствует следующий рассказ ‘Абдуллаха б.
‘Амра: «Пророк приказал мне снарядить армию, но верблюдов оказалось
недостаточно, и тогда он велел приобрести верблюдов в кредит при
условии, что расплатится за них молодыми верблюдами, которых пригонят в
качестве закята. Я приобретал каждого верблюда за двух верблюдов из
закята в кредит». Хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, и его
рассказчики заслуживают доверия. Имам Малик разрешал обменивать
животных в кредит, если они принадлежат к одному виду, например, овец
на овец или верблюдов на верблюдов. Абу Ханифа, ас-Саури и Ахмад
запрещали поступать так, даже если животные принадлежат к одному виду.
Это мнение опирается на хадис Самуры б. Джундуба о том, что Пророк
запретил обменивать одно животное на другое в кредит. Его передали
Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и
Ибн аль-Джаруд назвали его достоверным. Большинство хадисоведов считали
этот хадис отосланным, так как аль-Хасан аль-Басри не слышал хадисов от
Самуры. Однако это утверждение несправедливо. Помимо того, это предание
подтверждается похожими хадисами Ибн ‘Аббаса (Ибн Хиббан,
ад-Даракутни), Ибн ‘Умара (ат-Тахави в «Шарх ма‘ани аль-асар»,
ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-кабир»), Джабира б. ‘Абдуллаха
(ат-Тирмизи) и Джабира б. Самуры (‘Абдуллах б. Ахмад в «Заваид
аль-муснад»). Эти сообщения не лишены недостатков, но усиливают друг
друга, и поэтому аль-Албани назвал хадис достоверным . На первый
взгляд, между этими сообщениями существуют разногласия. Некоторые
ученые считают, что хадис Ибн ‘Амра был аннулирован, однако это
суждение не подтверждается доказательствами. Имам аш-Шафи‘и попытался
совместить эти сообщения и сказал, что в хадисе Самуры речь идет о
сделке, когда обе стороны хотят обменять своих животных в кредит. Без
сомнения, такие сделки запрещены, и между правоведческими школами нет
разногласий по этому поводу, однако такое толкование неочевидно.
Имам ас-Сан‘ани, комментатор сборника «Булуг аль-марам», отдавал
предпочтение мнению о том, что животных нельзя обменивать в кредит.
Согласно его комментариям, Ибн ‘Амр не приобрел верблюдов в кредит, а
взял их в долг. Известно, что большинство ученых разрешало приобретать
животных в долг, что подтверждается целым рядом сообщений. Имам
аш-Шаукани считал, что хадис Самуры предпочтительнее хадиса Ибн ‘Амра.
Во-первых, он подтверждается преданиями, рассказанными несколькими
другими сподвижниками. Во-вторых, ат-Тирмизи и Ибн аль-Джаруд назвали
его достоверным. В-третьих, согласно принципам правоведения, в таких
ситуациях предпочтение следует отдавать тем текстам, которые содержат
запрет. Таким образом, если при обмене скотиной хотя бы одна
сторона собирается выполнить свои обязательства в будущем, то подобные
сделки запрещены. Это самое убедительное мнение по данному вопросу, а
лучше всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 21 января 2007 г.
Разрешается ли обменять тушу животного на живую скотину?
Между правоведами существуют определенные разногласия по данному
вопросу. Некоторые запрещали обменивать мясо на живое животное, если
его разрешается употреблять в пищу. Этого мнения придерживались имам
аш-Шафи‘и и некоторые другие. Оно опирается на хадис, переданный в
«Муватте» со слов Са‘ида б. аль-Мусайяба: «Пророк запретил обменивать
мясо на живое животное». Данная версию является отосланной (мурсал),
потому что Са‘ид не был сподвижником. Целостную версию хадиса передал
ад-Даракутни со слабым иснадом. Однако она усиливается похожими
сообщениями, переданными со слов Ибн ‘Умара (аль-Баззар) и Самуры
(аль-Хаким, аль-Бейхаки и Ибн Хузейма), и поэтому аль-Албани назвал
хадис хорошим . Малик и Ахмад разрешали такие сделки только в том
случае, если скотина обменивается на мясо животного другого вида,
например, говядину на овцу или баранина на верблюда. Согласно одному из
сообщений, так же считал имам аш-Шафи‘и. Абу Ханифа и некоторые другие
разрешали обменивать мясо животных на живую скотину, независимо от
того, совпадают они или нет. Они разрешали обменять, например,
несколько килограммов говядины или баранины на живого барана. Это
мнение объясняется тем, что живых животных приобретают с одной целью, а
их мясо — с другой. Совершенно ясно, что если мясо можно только
употреблять в пищу, то живую скотину приобретают не только для забоя,
но и для увеличения племени, торговли, верховой езды и т.д. Ибн
Теймийя считал, что если животное приобретается для забоя, то его
нельзя обменивать на мясо такого же животного, потому что в таком
случае человек фактически обменивает свой товар на неравноценное
количество аналогичного товара. Этому мнению отдал предпочтение шейх
Мухаммад аль-‘Усеймин, и нам оно представляется наиболее убедительным,
поскольку не противоречит ни упомянутому выше преданию, ни принципам
правоведения. А лучше всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 21 января 2007 г.
Разрешается ли обменивать баранину на говядину?
Мясо продается на вес, и это значит, что оно относится к
«ростовщическим товарам». Если такие товары принадлежат к одному виду,
то их разрешается обменивать в одинаковых количествах и сразу по
заключению сделки. Например, 1 кг баранины разрешается обменять только
на 1 кг баранины, и обмен должен состояться сразу, т.е. ни одна из
сторон не должна отсрочивать выполнение своих обязательств. Если
же такие товары принадлежат к разным видам, то их разрешается
обменивать в разных количествах, но сразу по заключению сделки.
Например, 2 кг баранины разрешается поменять на 3 кг говядины, но
сделать это нужно сразу, т.е. нельзя взять говядину сегодня, а отдать
взамен баранину завтра. Допустим, 1 кг свежей баранины стоит 150
рублей, а 1 кг мороженой баранины стоит 100 рублей. Оба товара
принадлежат к одному виду, и поэтому обменивать их разрешается только в
одинаковых количествах и только сразу по заключению сделки. Разрешено
обменять 1 кг свежей баранины только на 1 кг мороженой баранины,
несмотря то, что их рыночная цена различна. В таких случаях, чтобы
избежать убытка, следует вначале продать, например, свежее мясо за
деньги, а потом купить на эти деньги мороженое мясо. Приведем
другой пример: 1 кг свежей баранины стоит 150 рублей, а 1 кг свежей
говядины 100 рублей. Эти товары принадлежат к разным видам, и поэтому
обменивать их разрешается в разных количествах, но сразу по заключению
сделки. Иными словами, разрешено обменять 3 кг свежей говядины на 2 кг
свежей баранины, но на месте заключения сделки. Согласно самому
сильному мнению, если мясо или животное имеет самостоятельное название,
то оно относится к отдельному виду. Говядина, баранина, конина,
курятина, гусятина, осетрина — это отдельные виды мяса. Мясо верблюдов,
кроликов, козлов, антилоп и других животных — это тоже отдельные виды
мяса. Следует знать, что к «ростовщическим товарам» относится
только мясо уже зарезанных животных. Если же скотина живая, то она не
относится к таким товарам, так как ее не продают на вес или по объему.
Поэтому одну овцу разрешается обменять на две или даже на три овцы.
Однако между учеными были разногласия по поводу законности обмена
скотиной в кредит. А лучше всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 22 января 2007 г.
Что такое «ростовщические товары»?
Ростовщическими (рибави) называются те товары, при торговых операциях с
которыми стороны могут совершить грех лихоимства. Некоторые из них
Пророк перечислил в известном хадисе, переданном Муслимом со слов
‘Убады б. ас-Самита: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро,
пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль —
одинаковые товары в равном количестве из рук в руки. Если же вы
обмениваете один из этих товаров на другой, то обменивайте их, как вам
угодно, но только из рук в руки». Богословы захиритской школы
считают, что к ростовщическим товарам относятся только перечисленные
шесть видов. Они отрицают суждение по аналогии, однако мусульманский
шариат всеобъемлющ и не допускает вынесение разных суждений
относительно похожих вещей. Поэтому все остальные ученые считают, что
любые другие товары тоже являются ростовщическими, если между ними и
перечисленными шестью товарами существует сходство. Богословы высказывали разные мнения относительно того, по каким критериям следует сравнивать товары.
Представители ханафитского и ханбалитского толков считали, что золото и
серебро объединяет то, что их можно взвесить, а остальные четыре
продукта — то, что их можно отмерить. По их мнению, любые товары,
которые можно взвесить или отмерить литрами, относятся к ростовщическим
товарам. Ученые маликитского толка полагают, что золото и серебро
объединяет то, что они являются ценностью по сути (джаухар
ас-саманийя), а остальные четыре товара — то, что они являются
основными продуктами питания и пригодны для хранения. Имам
аш-Шафи‘и и некоторые другие считали, что золото и серебро являются
ценностью сами по себе, и никакие другие товары нельзя сравнивать с
ними, а остальные четыре товара объединяет то, что они употребляются в
пищу. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя считал, что золото и серебро —
универсальная ценность (мутлак ас-саманийя), следовательно, с ними
можно сравнить бумажные деньги и монеты; а остальные четыре товара
объединяет то, что они употребляются в пищу, и их можно взвесить или
отмерить. Это мнение нам представляется наиболее правильным.
Упомянутые выше различия имеют большое значение для ведения торговли,
ибо если разные товары объединены одним критерием, то их разрешается
обменивать только из рук в руки. Например, по мнению ханафитов, 1 т
меди нельзя обменять на 1 т свинца в кредит, так как оба товара
продаются на вес. По мнению маликитов, такая сделка разрешена, так как
эти металлы не относятся к продуктам питания. Таким образом, мы можем выделить три категории ростовщических товаров: а) золото, серебро и бумажные деньги (или монеты); б) продукты питания, которые можно взвесить; в) продукты питания, которые можно отмерить литрами.
Если ростовщический товар обменивается на такой же товар, то они должны
быть одного количества и сделка должна состояться сразу. Это значит,
что 1 кг пшеницы первого сорта нельзя обменять, например, на 2 кг
пшеницы высшего сорта. Пшеница относится к ростовщическим товарам, и
поэтому 1 кг любой пшеницы можно обменять только на 1 кг любой пшеницы,
причем сделать это нужно сразу по заключению сделки, т.е. из рук в
руки. В противном случае сделка считается недействительной и греховной.
Для того чтобы избежать греха, следует вначале продать пшеницу первого
сорта за деньги, а потом купить на них пшеницу высшего сорта, или
наоборот. Если обмениваемые товары разные, но относятся к одной
категории, то их разрешается обменивать в разном количестве, но только
из рук в руки. Например, обменивать валюту разрешается только из рук в
руки, и продавать золото за деньги разрешается только из рук в руки.
Приведем еще примеры: 1 кг рисовой муки можно обменять, например, на 2
кг пшеничной муки только из рук в руки, и 1 л подсолнечного масла можно
обменять, например, на 1 л уксуса только из рук в руки. Если
обмениваемые товары относятся к разным категориям или вообще не
относятся к ним, то их разрешается обменивать в любых количествах и в
кредит. Например, разрешается купить 1 т муки за рубли в кредит, или
обменять 1 кг меди на 100 л подсолнечного масла в кредит. А лучше всего
об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 23 января 2007 г.
Разрешается ли возвращать долг, взятый рублями, в другой валюте?
Сообщается, что некоторые ранние мусульмане, в том числе Ибн ‘Аббас,
Ибн Мас‘уд и Са‘ид б. аль-Мусайяб, считали нежелательным возвращать
дирхемы вместо взятых в долг динаров, или наоборот. Однако большинство
ученых — ‘Амр б. аль-‘Ас и его сын ‘Абдуллах, аль-Хасан аль-Басри,
Тавус, аль-Хакам, аз-Зухри и другие — разрешали поступать так, если
должник сразу отдает кредитору сумму по текущему курсу. Этого мнения
придерживались имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, аль-Ауза‘и, Ахмад и
другие. В пользу этого свидетельствует рассказ Ибн ‘Умара о том,
что он сказал: «Посланник Аллаха, я продаю верблюдов в Эль-Баки‘.
Иногда я продаю их за динары, но беру дирхемы, а иногда я продаю их за
дирхемы, но беру динары. Я беру и отдаю одни монеты вместо других».
Тогда Посланник Аллаха сказал: «Нет ничего плохого в том, что ты
обмениваешь монеты по текущему курсу при условии, что вы не
расстаетесь, пока окончательно не расплатитесь». Этот хадис приводится
в «Муснаде» Ахмада и четырех «Сунанах», и аль-Хаким назвал его
достоверным. Таким образом, если человек взял в долг, например,
5000 рублей, и по прошествии оговоренного срока кредитор требует свои
деньги назад, то должник может расплатиться с ним долларами по текущему
курсу. При этом он не имеет права выплатить долларами часть долга и
отсрочить выплату остальной части, потому что согласие кредитора
принять вместо рублей другую валюту фактически является сделкой по
обмену валюты, и условия такой сделки должны быть выполнены до того,
как обе стороны разойдутся. А лучше всего об этом известно Аллаху. Э.Кулиев 22 января 2007 г.
Могут ли мать и дочь обменяться золотыми украшениями, не приняв во внимание вес изделий?
Если сделка не отвечает требованиям шариата и приводит к
ростовщичеству, то она не может быть заключена даже между близкими
родственниками, например, между мужем и женой, отцом и сыном, двумя
братьями или двумя сёстрами. Оправданием для этого не является и то,
что обе стороны заключают такую сделку не с целью обогатиться и при
взаимном согласии, поскольку, во-первых, обмен товарами — это
разновидность сделок. Во-вторых, шариат разрешает идти на уступки лишь
тогда, когда они не приводят к нарушению законов Аллаха. Поэтому,
если мать и дочь решили обменяться золотыми украшениями, они должны
соблюдать требования шариата и совершить обмен из рук в руки и с учётом
веса изделий, поскольку золото относится к ростовщическим товарам и
может быть обменено только из рук в руки и только в равном количестве
(т.е. золото в изделиях должно иметь одинаковый вес). Ахмад и
ан-Насаи передали со слов Абу Хурейры, что Пророк сказал: «Обменивайте
золото на золото — одного веса и в равном количестве, и серебро на
серебро — одного веса и в равном количестве. Если же кто-либо наложит
сверху или потребует добавки, то это ростовщичество». Ал-Албани назвал
хадис достоверным. Малик и ал-Бухари передали со слов ‘Умара ибн
ал-Хаттаба, что Посланник Аллаха сказал: «Обменивать серебро на золото
не из рук в руки — значит заниматься ростовщичеством, и обменивать
пшеницу на пшеницу не из рук в руки — значит заниматься
ростовщичествоРазъясните хадис о том, что лучшим заработком является то, что заработано на Коране
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом
ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из
жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель
оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе
есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников
отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной
выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось,
и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они
прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за
Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком
является то, что заработано на Писании Аллаха”». В таком виде
хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару
овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что
отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн
Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов
разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются
ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но
позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства.
Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это
полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно
провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае,
ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь
означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой
интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован
хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу
Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно.
Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок,
и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим
достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе.
Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не
могут быть противопоставлены достоверным преданиям». Ибн Хаджар
упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн
‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим
некоторые из них. Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн
‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран.
Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь
посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые
будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить
благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую».
Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным. Ат-Тирмизи передал,
что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и
попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал,
как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого
обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут
читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что
иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в
«Муснаде» Ахмада. Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри
рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у
Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это
мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им;
тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради
Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и
ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн
Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими
сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал
его хорошим и достоверным. Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх
ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир
передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал:
«Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство
посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него».
Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани
оценил его иснад как достоверный. Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и
ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал
Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или
вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так,
ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник
Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах
наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил:
«Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику».
Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился
ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в
«Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн
ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн
Ка‘ба. Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас
сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он
считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату
за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать
вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при
заговорах. Однако большинство считало, что если даже
перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого
запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это
указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн
‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно
совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и
‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать
Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует,
что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение
Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде
всей душой, то в этом нет ничего плохого. Имам ан-Навави, как и
некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану
хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др.
В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже
железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха
сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и
Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил:
«Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те
коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима
сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на
то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых
улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал
женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот
знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было
назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в
которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее
Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она
будет твоей женой”». Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса
Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя эт
|