Посланник Аллаха сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: 1. Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».
(Истинным объектом поклонения является только Аллах, и мусульманин обязан повиноваться тому, что сообщил Мухаммад от имени Аллаха.)
2. Совершение намаза.
(При этом необходимо соблюдать все условия, столпы и обязательные предписания молитвы, находясь в состоянии почтения и смирения.)
3. Уплата закята.
(Закят обязан выплачивать мусульманин, имеющий 85 граммов золота или соответствующую этому количеству сумму денег. Закят выплачивается по истечении года в размере 2,5% от этой суммы. Размеры закята определены и в отношении другого имущества.)
4. Совершение хаджа к Дому.
(Хадж — это большое паломничество к Дому Аллаха Ка‘бе в Мекке, которое предписано всем, кто в состоянии совершить путешествие туда.)
5. Пост в месяц рамадан.
(Это — намеренное воздержание от еды, питья и других розговений с рассвета до заката солнца.)
Хадис согласован
Столпы веры
1. Вера в Аллаха.
(Это — вера в Его существование и единственность в обладании божественными атрибутами и властью, а также признание того, что только Он Один достоин поклонения и мольбы.)
2. Вера в Его ангелов.
(Ангелы — это существа, созданные из света для исполнения повелений Аллаха.)
3. Вера в Его Книги.
(К ним относятся Тора (Таурат), Евангелие (Инджиль), Псалтырь (Забур) и Коран, который является лучшим из небесных Писаний.)
4. Вера в Его посланников.
(Первым из них является Нух, а последним — Мухаммад, Печать посланников.)
5. Вера в Последний день.
(Это — День отчёта, когда будет вершиться суд над людьми за их деяния, и каждый получит должное воздаяние.)
6. Вера в предопределение с его добром и злом.
(Наряду с этим для достижения каких-либо целей мусульманин обязан трудиться и использовать необходимые средства. Верующий должен с удовлетворением относиться как к добру, так и ко злу предопределения, как к его приятным, так и к горьким сторонам, поскольку оно полностью предустановленно Аллахом.)
Изложено по хадису, переданному Муслимом
Смысл ислама, веры и ихсана
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха, и тут к нам подошёл человек в совершенно белой одежде и с черными волосами. На нём не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив пророка и, упершись коленями в его колени и положив ладони на бедра, сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”. Посланник Аллаха сказал: “Ислам состоит в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать намаз, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан и совершить хадж к Дому, если сможешь добраться до него”. “Правильно”, — сказал мужчина. Мы удивились тому, что он спросил пророка, а затем подтвердил достоверность его слов.
Затем он сказал: “Расскажи мне о вере”. Пророк сказал: “Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также верить в предопределение с его добром и злом”. “И это правильно”, — сказал мужчина.
Затем он сказал: “Расскажи мне об ихсане”. Пророк сказал: “Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Ведь если ты и не видишь Его, то Он видит тебя”.
“Расскажи мне о Часе[1]”, — попросил человек. Пророк сказал: “Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего”.
“Тогда расскажи мне о его признаках”, — попросил мужчина. “Девушка-рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и тёмные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке домов”, — ответил пророк.
После этого человек удалился, а пророк надолго задумался. Затем он спросил меня: “О Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?” Я ответил: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”. Пророк сказал: “Сам Джибриль пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии”».
Муслим
[1] Имеется в виду наступление Судного дня.