Третья группа — отрицание прекрасных имён Аллаха и присущих Ему качеств или их оскорбление. 1. Вера становится недействительной, если верующий отрицает имена Аллаха или Его качества, упомянутые в Книге Аллаха и достоверной Сунне, такие как совершенное знание Аллаха, Его могущество, жизнь, слух, зрение, речь, милость, вознесение на Трон, высокое положение на нём, нисхождение на первое небо. Сюда же относится отрицание существование у Аллаха руки, глаза, ноги и других божественных качеств, которые соответствуют Его величию и не похожи на качества Его творений. Всевышний Аллах сказал:
Нет ничего, подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
Сура «Совет», аят 11
В этом аяте Аллах отрицает всякое сходство со Своими творениями и сообщает, что Он обладает слухом, зрением и другими подобными качествами.
2. Ошибкой и заблуждением является рационалистическое толкование некоторых божественных качеств, упомянутых в Коране и Сунне, в отрыве от их явного смысла. Это касается, например, символико-аллегорического толкования слова “вознесение” как “овладение”. “Вознесение” означает “нахождение на высоте” и “возвышение”. Именно такое толкование дал этому термину имам аль-Бухари в книге «ас-Сахих» со ссылкой на двух праведных последователей сподвижников пророка Муджахида и Абу аль-Алийу.[1] Рационалистическое толкование божественных качеств ведёт к лишению Аллаха этих качеств. Толкование слова “вознесение” как “овладение” лишает Аллаха одного из Его качеств — высокого положения Аллаха на Троне, о чём упомянуто в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал:
Милосердный вознёсся (то есть поднялся и возвысился — прим. автора) на Трон.
Сура «Та Ха», аят 5
Всевышний также сказал:
Обезопашены ли вы от Того, кто на небе (то есть над небом — прим. автора), что Он не заставит землю поглотить вас?
Сура «Власть», аят 16
Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах написал Писание... Оно находится у Него над Троном».
Хадис согласован
Автор книги «Свет разъяснения» шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти в другой своей книге «Исследование имён и качеств Аллаха» охарактеризовал рационалистическое толкование божественных качеств как искажение их смысла. На стр. 26 он пишет: «Завершим эту статью двумя моментами. Первый заключается в том, что рационалисты должны обратить внимание на сказанное Всевышним иудеям:
...и скажите: «Прости [нам наши грехи — Ред.]!»
Сура «Корова», аят 58
Они же добавили к слову “хитта” всего лишь одну букву “нун” и сказали “хинта”, и Аллах назвал подобные действия подменой и сказал об этом в суре «Корова»:
Нечестивцы заповеданное им слово заменили другим, и Мы ниспослали на них с небес кару за то, что они поступали нечестиво.
Сура «Корова», аят 59
Так же поступают и рационалисты при толковании божественных качеств, ибо Коран упоминает о “вознесении” (истава), но они добавляют к этому слову одну букву “лям”, говоря об “овладении” (иставла). Смотрите, как же эта “лям” похожа на букву “нун”, добавленную иудеями. Об этом упоминал Ибн аль-Каййим».
3. Аллах обладает также некоторыми качествами, которые не присущи Его творениям. К ним относится знание сокровенного. Всевышний Аллах сказал в Коране:
У Него ключи к сокровенному, и не знает о них никто, кроме Него.
Сура «Скот», аят 59
Путём божественного откровения Аллах сообщал Своим посланникам некоторые тайны, когда это было Ему угодно, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего Аллаха:
Он — Ведающий сокровенное, и никому не откроет Он Своего сокровенного [знания — Ред.],
Кроме тех, к кому соблаговолил как к посланнику...
Сура «Джинны», аяты 26-27
Неверием и заблуждением являются слова поэта аль-Бусыри в его поэме «Касыда плаща», сказанные в адрес посланника Аллаха:
Поистине, благодаря щедрости твоей возник этот мир и его прелести,
И знания твои охватывают Скрижали и Перо.
Как материальный, так и потусторонний миры сотворены Аллахом из Его щедрости, а не посланником и не благодаря его щедрости, как об этом сказал поэт.
Всевышний Аллах сказал:
Поистине, Нам принадлежит и будущая жизнь, и ближняя.
Сура «Ночь», аят 13
Посланнику Аллаха неизвестно то, что записано в Хранимых Скрижалях и что было начертано Пером, в отличие от сказанного поэтом. Это является абсолютной и непостижимой тайной, которая ведома только Аллаху, о чём сказано в Коране:
Скажи: «Никто на небесах и на земле не ведает сокровенного, кроме Аллаха».
Сура «Муравьи», аят 65
Знанием о сокровенном не обладал даже посланник Аллаха, а тем более оно не открыто святым. Им также не ведомы сокровенные знания, которые открывал Аллах Своим посланникам путём божественного откровения, ибо оно не низводится на святых, а предназначено только для пророков и посланников. Поэтому всякий, кто провозглашает, что ему ведомо сокровенное, а также те, кто верит ему, тем самым разрушают свою веру. Посланник Аллаха сказал: «Кто пришел к колдуну или предсказателю и поверил в сказанное им, тот проявил неверие к тому, что было ниспослано Мухаммаду».
Ахмад; достоверный хадис
Колдуном же считается всякий, кто провозглашает, что ему ведомо сокровенное.
Вести, сообщаемые прорицателями и шарлатанами, представляют собой лишь предположения, догадки либо наущения шайтана. Будь они правдивы, то сообщили бы нам тайны иудеев и добыли бы из земли все клады, а не превратились в нахлебников, несправедливо забирающих деньги у народа.
[1] Аль-Бухари 8/175