САДЫ ПРАВЕДНЫХ
Назад: Книга Обращений К Аллаху С Мольбами Глава: О некоторых вопросах, имеющих отношение к обращениям к Аллаху с мольбами
1496. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом!1 (Джаза-кя-Ллаху хайран!), - (он сделает больше, чем должен, выражая свою) благодарность.2 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
1 Тем самым человек как бы признает свою слабость и то,что воздать благом за благодеяния способен лишь Аллах.
2Имеется ввиду ,что произнесение этих слов является еще большим благодеянием для того,кто сделал человеку добро.
Джаза - нейтральный по значению глагол, означающий "давать кому-либо должное", благое ('хайр') или плохое ('шарр'), то, что тот заслуживает.
Муж. - Джазак Аллаhу Хайран
Жен. - Джазаки Аллаhу Хайран
Мн./Вежл. - Джазакум Аллаhу Хайран
Управление о произнесении "шукран" тому, кто сделал благое человеку
Вопрос:
Каково управление о произнесении "шукран" тому, кто оказал человеку добро?
Ответ:
Тот, кто сделал это, отказался от того, что намного превосходнее, чем является произнесение "ДжазаакАллаху кхайран" (да вознаградит тебя Аллаах благом). И успех с Аллахом.
Шейх Ахмад бин Йахйяа ан-Наджмии
Фатх Раббиль-Уадууд Фил-Фатаауаа уар-Расаа‘иль уар-Рудууд 1/68, номер 30
ВОПРОС
Некоторые люди всегда говорят "Аамиин, уа иййяак" (что означает "Амиин, и тебя тоже ") после того, как кто-то просит: "Джазак Аллаху кхайран" (что означает "Да вознаградит тебя Аллах благом"). Является ли новшеством отвечать этой фразой всё время?
ОТВЕТ Шейха Мухаммада 'Умара Баазмуля, преподавателя Умм Аль-К’ураа Университета в Мекке
Существует много повествований от Сподвижников и от Посланника Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам), и есть рассказы, описывающие действия людей знания. В этих повествованиях им говорится: "Джазак Аллаху кхайран", нет никакого упоминания, что они имели обыкновение специально отвечать с "Аамиин, уа иййяакум".
Из-за этого, моя точка зрения о человеке, цепляющемся за эту фразу "Аамиин, уа иййяакум" после любого ду’а, не только "Джазак Аллаху кхайран", что он впал в новшество, которое было добавлено (к Религии).
Поэтому, при таких обстоятельствах мусульманам можно пользоваться этой фразой иногда, и отказываться от неё иногда, но они не должны цепляться за неё, как если бы это установлено Сунной Посланника Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам), и Аллах знает лучше.